Почему белгородским селекционерам нужно догонять время

В мире считают селекцию и семеноводство очень выгодным бизнесом, но кроме прибыли производство семян гарантирует и продовольственную безопасность. В нашем регионе это направление, как и в России в целом, сейчас переживает второе рождение. Определила его областная программа развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур на 2015– 2017 годы.

До недавнего времени отечественные аграрии сильно зависели от иностранных поставщиков семенного материала. Теперь ситуация понемногу меняется в лучшую сторону. До программы из 474 сортов, которые используют у нас товаропроизводители, 40% были отечественной селекции, в том числе 8% –  селекционных учреждений Белгородской области, а 60% –  «иностранцы».

«Мы провели сравнительный анализ с 2014 годом, прослеживается положительная динамика замещения иностранных сортов на сорта отечественной селекции. Например, –  сообщил на заседании правительства области начальник управления биологизации земледелия, охраны почв и прогрессивных технологий в растениеводстве Василий Мельников, –  по кукурузе с 11 мы поднялись до 27%, по сое –  с 9 до 35%, по подсолнечнику –  с 23 до 26%».

В структуре семенного фонда под урожай 2015 года из 159 тыс. тонн 141 тысяча –  семена отечественной селекции, из них 64 тысячи –  белгородской. Доля семян иностранной селекции теперь составляет всего 17,7 тыс. тонн. По озимой пшенице в этом году обеспеченность сортами российской селекции была вообще стопроцентной, почти половина –  47% –  наши, белгородские.

По сое ситуация ещё лучше: в 2015 году сорта белгородской селекции составили 66% её семенного фонда. Все местные сорта создали в Белгородском государственном аграрном университете имени В.Я. Горина. По производству семян этой ценной белковой культуры наш регион уже доминирует в ЦФО и снабжает ими 
соседей.

Спрос и качество

Если программу завершат успешно, то в результате регион полностью обеспечит себя семенами озимой, яровой пшеницы и кукурузы, 90 и 70% –  сои и ячменя, семенами подсолнечника –  наполовину, сахарной свёклы –  до 10%.

Разработчики программы не исключают присутствия в структуре наших посевных площадей иностранных сортов, это, по их мнению, позволит оценить преимущество либо недостатки местных семян. Губернатор Белгородской области Евгений Савченко вообще исключает любые проявления монополии в этом вопросе.

«Мы не должны диктовать, нашим товаропроизводителям, что сеять. Мы им должны диктовать одно: чтобы они сеяли самыми лучшими, самыми урожайными сортами и гибридами, а где они купят, это их дело, –  предупредил губернатор. –  Нам необходимо ставить задачу перед своими селекционерами и семеноводами, чтобы они производили лучшее. Если их семена окажутся лучшими, значит, будут использоваться и в Белгородской области, и в других регионах».

Полмиллиона

Белгородские мощности позволяют производить более 500 тыс. тонн семян в год. В 2015 году из областного бюджета на поддержку селекционных программ научных учреждений выделили полтора миллиона рублей. Эта финансовая поддержка помогла сделать существенный прорыв в селекции семеноводства пшеницы и сои. Теперь ресурсы предлагают сосредоточить на селекции и первичном семеноводстве кукурузы.

Чтобы белгородские семена имели успех на рынке, производители должны обеспечить им достойное качество. Для этого все селекционные учреждения и предприятия ещё в 2014 году провели сертификацию технологических процессов производства семян в филиале Россельхозцентра по Белгородской области. Теперь наличие сертификата является обязательным условием участия в белгородской системе семеноводства.

Важная проблема, мешающая семеноводству, – отсутствие системы поощрения селекционеров –  роялти. Губернатор поручил её разработать департаменту АПК области и внедрить в регионе.

Автор: И. Селюкова. www.belpressa.ru